7 Основных Свойств Моторного Масла — Классификация, Характеристики

7 Основных Свойств Моторного Масла - Классификация, Характеристики

Большинство автолюбителей, заботящихся о техническом состоянии своих транспортных средств волнует вопрос про моторные масла их виды и характеристики. От качественных показателей и эксплуатационных характеристик напрямую зависит корректность работы двигателя автомобиля и длительность его эксплуатации. В статье мы расскажем про основную классификацию продукта и представим сводную таблицу совместимости марок и масел.

7 Основных Свойств Моторного Масла - Классификация, Характеристики

Требования к моторным маслам

7 Основных Свойств Моторного Масла - Классификация, Характеристики

Основное назначение масел – обеспечение эффективного смазывания внутренних элементов роторных и поршневых двигателей внутреннего сгорания. В составе продукта – базовые масла и присадки, помогающие охлаждать детали, взаимодействующие между собой при работе.

При нахождении моторной смазки в элементах системы двигателя сгорания и на поверхностях деталей, она подвергается воздействиям различного характера, а именно: механическим, термическим и химическим. Фактор оказывает влияние на характеристики, что отражается на длительности периода эксплуатации.

  • Выбирая смазку для мотора, важно обеспечить полное соответствие трех характеристик: конструкции агрегата, условий его эксплуатации и свойств самого смазочного материала.
  • 7 Основных Свойств Моторного Масла - Классификация, Характеристики
  • Перед покупкой удостоверьтесь, что масло отвечает параметрам ниже:
  • Обладает по отношению к нерастворимым включениям высокими моющими, солюбилизирующими и диспергирующе-стабилизирующими характеристиками. Особенность помогает эффективно очищать детали от загрязнений.
  • Отличается высокой термической и термоокислительной способностью, что позволит эффективно использовать моторную смазку для охлаждения сильно нагревающихся поршня и поршневых колец.
  • Владеет способностью эффективно защищать детали мотора от износа, нейтрализуя действие кислот.
  • Не оказывает на металлические детали мотора коррозионного воздействия в процессе работы и при длительных простоях.
  • Обеспечивает запуск мотора в холодном состоянии, эффективную прокачиваемость смазки в нем, а также надежное смазывание деталей в экстремальных условиях.
  • Совместимо с материалом производства уплотнительных элементов систем для нейтрализации отработанных газов.
  • Не создает пену в холодном и горячем состояниях.
  • Отличается низким расходом на угар и невысокой летучестью.

Классификация

С начала прошлого века их стали разделять на несколько категорий в зависимости от степени вязкости смазочного материала. Подобную систему классификации, разработанную и внедренную специалистами американского сообщества автомобильных инженеров (SAE), сразу оценили производители моторных смазок и их потребители, которым стало значительно легче подбирать их для своей техники.

Подобное разделение активно используется для того, чтобы подобрать моторные масла, их марки и характеристики в зависимости от требований потребителя.

7 Основных Свойств Моторного Масла - Классификация, Характеристики

Для разделения смазок по области применения используется система, разработанная Ассоциацией европейских производителей автомобилей (ACEA). Значительное внимание уделяется в стандарте от ACEA, чтобы масла соответствовали требованиям экологического стандарта Euro. В России и странах СНГ используется система ГОСТ, распределением на различные эксплуатационные группы.

В зависимости от химического состава и способа получения основы масло бывает минеральное, полностью изготовленное из продуктов переработки нефти, или синтетическое. Производителями смазочных материалов разработаны полусинтетические смазки, полученные дополнением в минеральную основу добавок.

По вязкости (SAE)

Согласно положениям стандарта SAE, общепринятого на международном уровне, моторные смазки делятся на различные группы в зависимости от их вязкостно-температурных характеристик.Техническое масло относится к одной из 17-ти категорий вязкости:

  • 8 зимних: 0W; 2,5W; 5W; 7,5W; 10W; 15W; 20W; 25W;
  • 9 летних: 2,5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60.

7 Основных Свойств Моторного Масла - Классификация, Характеристики

Литера W показывает потребителю возможность его использования при низких температурах, не утрачивая первоначальных характеристик.

Для масел категории производителями указывается не только значение минимальной вязкости при 1000, но и минимальная температура пуска мотора (минимальная температура прокачивания).

Согласно требованиям стандарта SAE, масла, относящиеся к категории зимних, рекомендованы к эксплуатации при температурах:

  • 0W – до -35;
  • 5W – до -30;
  • 10W – до -25;
  • 15W – до -20;
  • 20W – до -15.

Смазки, относящиеся к категории всесезонных, по стандарту SAE обозначаются сдвоенным номером: первая часть указывает на значение вязкости при отрицательных температурах, вторая – при положительных.

В зависимости от условий эксплуатации двигателя транспортного средства, по стандарту SAE масла советуем подбирать по специальным таблицам вязкости.

По стандарту ACEA

Моторные масла по стандарту ACEA могут относиться к одной из категорий:

  • A/B – обычные масла, используемые для бензиновых и дизельных двигателей;
  • C – смазочные материалы, характеризующиеся повышенной совместимостью с каталитическими нейтрализаторами;
  • E – подходит для высоконагруженных дизельных двигателей, эксплуатирующихся в тяжелых условиях.

7 Основных Свойств Моторного Масла - Классификация, Характеристики

Масла из перечисленных выше категорий, делятся на подгруппы:

  • A/B: A1/B1; A3/B3; A3/B4; A5/B5;
  • C: C1; C2; C3; C4; C5;
  • E: E4; E6; E7; E9.

Для выбора масла, выпускаемого в соответствиями требованиям стандарта ACEA, рекомендуем использовать специальные профессиональные таблицы по подбору.

Группы моторных масел и области их применения

В предложенной таблице приводится классификация масел в зависимости от области их применения:

Группа масел по ГОСТ Группа масел по API Область применения
A SB Не форсированные двигатели (бензин, дизель)
Б1 SC Малофорсированные двигатели, работающие на бензине
Б2 CA Малофорсированные двигатели на дизельном топливе
В1 SD Среднефорсированные двигатели, функционирующие на бензине
В2 CB Среднефорсированные двигатели на дизельном топливе
Г1 SE Высокофорсированные двигатели, функционирующие на бензине и эксплуатирующиеся в тяжелых условиях
Г2 CC Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе (без наддува, с умеренным наддувом)
Д1 SF Высокофорсированные двигатели, работающие на бензине и эксплуатирующиеся в еще более тяжелых условиях, чем для группы Г
Д2 CD Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе (с наддувом)
Е1 SG Высокофорсированные двигатели, работающие на бензине, эксплуатируемые в еще более тяжелых условиях, чем для группы Д
Е2 CF-4 Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе, эксплуатируемые в еще более тяжелых условиях, чем для группы Д

Свойства моторных масел

7 Основных Свойств Моторного Масла - Классификация, Характеристики

7 Основных Свойств Моторного Масла - Классификация, Характеристики

К основным свойствам моторных масел относят:

  • Вязкость – важнейшая характеристика смазочного материала, определяющая тип двигателя для использования.
  • Коксуемость – параметр, характеризующий склонность масла к образованию смол и нагаров.
  • Зольность – количество добавок в составе масла, образующих золу после сгорания смазочного материала. Масла с высокой зольностью отличаются повышенной склонностью к нагарообразованию.
  • Содержание в масле механических примесей, которые забивают фильтры и масляные каналы, способствуя интенсивному износу деталей.
  • Содержание в составе масла воды, улучшающей характеристики и влияющей на цену.
  • Щелочное число – характеристика, определяющая количество кислот и щелочей в составе.
  • Моющие свойства.
  • Температура застывания когда масло утрачивает жидкостную подвижность.
  • Цвет и прозрачность.

Риски при просрочке сроков замены масла

Автопроизводители настоятельно рекомендуют своевременно менять масло, залитое в бензиновый или дизельный двигатель. Если не придерживаться рекомендации, то вы столкнетесь с последствиями:

  • масло, утратившее характеристики из-за повышенного содержания в его составе продуктов износа, начнет забивать фильтр;
  • разлагающаяся основа выпадет в твердый осадок;
  • за счет развивающегося процесса смолообразования, начнется процесс “склеивания” элементов двигателя и затора его масляных магистралей;
  • выйдет из строя маслоприемник;
  • элементы двигателя, лишенные качественной смазки, начинают интенсивно изнашиваться, приводя к выходу из строя всего агрегата.

Таблица: марки автомобильных масел и их характеристики

В таблице перечислены популярные моторные масла, их марки и характеристики.

Марка масла/Характеристика Плотность (кг/м3) Индекс вязкости Температура вспышки (град.) Температура застывания (град.) Щелочное число (мг КОН/г)
ЗИК 5W40, 5W40 850 170 230 -40 10,5
Кастрол Магнатек  5W40 852 171 212 -48 9,87
5W30 850 172 206 -45 11,3
Эльф 5W30 850 172 206 -45 11,3
5W40 852 171 212 -48 9,87
Ниссан 5W40 852 171 220 -44 9,3
Форд Формула F 5W30 852 170 220 -42 9,5
Мотюль 5W30 859 165 232 -42 7,97
GM 5W30 DEXOS 2 853 146 222 -36 9,6
Шелл Хеликс 5W40 840 168 242 -45 10,89
Лукойл Полусинтетика 5W40 878 172 231 -41 8,57
Мобил 5W40 855 166 222 -39 12
Читайте также:  Chevrolet Cobalt Ss

Классификации моторных масел – полное руководство

Правильное моторное масло – основа долгой и стабильной работы двигателя. В главном механизме автомобиля оно выполняет важные функции:

  • герметизация – заполняет промежутки и предотвращает утечку газов;
  • охлаждение – образует масляную пленку и отводит часть тепла;
  • защита от коррозии – защищает от кислорода, влаги и кислот;
  • смазывание – снижает трение и износ, повышает КПД;
  • очищение – обеспечивает чистоту механизма. 

Почему важно использовать правильное моторное масло, рекомендованное производителем автомобиля? Только оно обеспечивает три ключевых параметра – улучшенные рабочие характеристики, высокую надежность и увеличенный срок службы. 

Видео о том, как работате масло в двигателе:

Как выбирать моторное масло?

Основными критериями при выборе технические показатели:

  • тип – синтетические, полусинтетические и минеральные;
  • сертификация моторных масел по степени вязкости (SAE);
  • классификация по эксплуатационным качествам (API и ACEA);
  • классификация по стандартам качества ILSAC.

В нашей статье вы подробно узнаете об особенностях и преимуществах жидкостей различных категорий и научитесь читать этикетку смазочного материала правильно.

«Синтетика», «полусинтетика» или «минералка»?

Синтетические моторные масла считаются одними из лучших, а минеральные – более доступными. Полусинтетические сочетают в себе сильные стороны масел двух предыдущих категорий. Но при выборе важно учитывать не известность бренда и стоимость, а другие, более важные технические параметры.

Сравнительная таблица классификации смазочных материалов поможет разобраться, какой вариант подходит именно вашему автомобилю:

Минеральные Полусинтетические Синтетические
Получены из базовых масел, обогащены химическими присадками для повышения производительности двигателя.  Смесь минеральных и синтетических материалов с повышенной стойкостью к окислению. Работают в сложных температурных условиях. Получены в результате переработки или в условиях лабораторий с добавлением присадок высокого качества. 
Подходят для автомобилей, которые используются ежедневно для регулярных поездок за пределы города на умеренной скорости.  Подходят автомобилям и всем типам транспортных средств, работающих в городской среде и в условиях скоростной езды. Разработаны для улучшения защиты и продления срока службы двигателя. Снижают трение и понижают расход топлива. 

У синтетических масел однородные молекулы, а у минеральных – неоднородные. В случае с первыми трение умеренное, а в случае со вторыми – повышенное. Вот как работает синтетическое моторное масло в двигателе и какие преимущества обеспечивает механизму:

7 Основных Свойств Моторного Масла - Классификация, Характеристики

Особенности  Свойства  Преимущества 
Повышенный индекс вязкости Оптимальная толщина масляной пленки при высоких и при низких температурах. Снижение преждевременного износа деталей ДВС даже при экстремальных температурах. 
Низкотемпературные эксплуатационные характеристики Сохранение текучести при пуске ДВС в условиях максимально низких температур. Быстрое поступление смазочного материала к важным частям ДВС. Снижение износа при пуске. 
Низкая испаряемость  Минимальный расход масла. Экономия на доливках смазочного материала.
Низкий коэффициент трения Равномерная молекулярная структура. Снижение внутреннего коэффициента трения. Повышение эффективности ДВС и снижение температуры смазочного материала.
Усиленное термоокисление Замедление процесса старения масла при контакте с молекулами кислорода. Стабильные параметры вязкости и температуры. Минимальное образование нагара и отложений.

Также, для примера приведены сравнительные графики, с учетом течения времени в моточасах, некоторых параметров для синтетических и минеральных масел (кинематическая вязкость, щелочное и кислотное число):

7 Основных Свойств Моторного Масла - Классификация, Характеристики

Перечисленные особенности, свойства и преимущества синтетических смазочных материалов делают их наиболее востребованными как для новых, так и для б/у двигателей автомобилей разных производителей. Выбирать полусинтетические либо минеральные масла следует в том случае, если они рекомендованы производителем. 

Классификации масел ДВС

У каждого моторного масла, даже если речь идет о линейке одного бренда, есть свои отличительные параметры. Чтобы автовладельцам было проще подобрать материал для определенного двигателя, экспертами были разработаны три официальные классификации:

  • по классу вязкости, SAE – утверждена обществом инженеров автомобилистов;
  • по эксплуатационным качествам, API – введена американским институтом нефти;
  • по эксплуатационным качествам, ACEA – разработана ассоциацией европейских производителей. 

Чтобы подбирать смазочный материал правильно, нужно разобраться в каждой из перечисленных спецификаций подробнее.

Классификация моторных масел SAE (по вязкозти): что выбрать?

Это классификация по классу вязкости в зависимости от температуры внешней среды. О чем идет речь? Об аббревиатуре, которая есть на любой этикетке. Например, вы видите надпись: 15w40. Это температурный диапазон, при котором жидкость будет работать оптимально. 

Вот что обозначает эта аббревиатура:

  • Первая цифра (15) указывает на границу использования в зимний период. Подсчитать эту границу можно самостоятельно: 15 – 40 = -25. При более низкой температуре заводить автомобиль не рекомендуется, поскольку жидкость не прокачается через масляные каналы. 
  • Разделительная буква W между двумя числами говорит о всесезонности применения. 
  • Вторая цифра – технический параметр, который обозначает высокотемпературную вязкость. В случае с маслом, приведенным в качестве, примера, это +40 градусов. При высоких температурах оно должно оставаться густым, а при низких – текучим. 

По стандартам SAE все моторные масла делят на 17 классов с обозначениями от 0W до 60W. Восемь разработаны для эксплуатации зимой, девять – для летнего периода. В этой таблице представлены самые распространенные индексы вязкости для использования зимой и летом в условиях нашего климата:

SAE, зимние масла  SAE, летние масла
 

  • 0W ниже -35°C;
  • 5W до -30°C;
  • 10W до -25°C;
  • 15W до -20°C;
  • 20W до -15°C.
 

  1. 0W до +30°C 
  2. 5W до +35°C, 
  3. 10W до +35°C, 
  4. 15W до +45°C
  5. 20W выше +45°C

Также при выборе масла нужно обратить внимание и на такие факторы, как пробег автомобиля и климатические условия:

  • если пробег авто менее 25% от гарантированно заявленного производителем, то можно использовать жидкость с вязкостью 5W30 или 10W30 как летом, так и зимой;
  • при пробеге 25-50% выберите летнее масло с SAE 10W40/15W40, а зимой использовать масло стандарта 5W30/10W30;
  • в случае износа двигатели от 75% рекомендуются летние масла 15W40/20W40 и зимние жидкости 5W40/10W40;
  • если зимой температура воздуха не опускается ниже -20°С, то подойдут многие из предложенных на авторынке масел;
  • «проблемные» аккумуляторы и стартеры в морозы работают стабильнее с маслом 0W30, нежели с жидкостью 15W40.

Классификация моторных масел по вязкости SAE позволяет быстро подобрать масло на лето и на зиму с учетом основных параметров двигателя, состояния автомобиля и климатических условий.

Классификация моторных масел по API

Эту классификацию по качеству создал Американский институт топлива в 1969 году. Она разделяет все смазочные материалы на несколько категорий:

  • для бензиновых двигателей;
  • для дизельных моторов;
  • для двухтактных ДВС;
  • для трансмиссий.

Для каждой категории предусмотрены классы качества с фиксированным набором свойств. А на этикетке классы представлены в виде буквенно-цифрового кода, в котором первая буква кодировка обозначает вид масла:

  • «C» — для дизельных двигателей;
  • «S» — для бензиновых двигателей;
  • «T» — для двухтактных двигателей.

Многие жидкости применяются в нескольких типах ДВС и имеют два класса. Буквы в кодировке в таком случае разделяются чертой. Например, API SJ/CF-4. Первым ставится класс с предпочтительным применением. Например, разработанное для бензиновых моторов масло может использоваться и в дизельных ДВС.

Вторая буква в кодировке с учетом международной классификация моторных масел API обозначает уровень эксплуатационных качеств в зависимости от года выпуска. Буквы используются по возрастанию от начала латинского алфавита. Чем дальше буква, тем выше класс.

Вот как выглядит классификация API для бензиновых ДВС:

Читайте также:  Щетки Стеклоочистителя На Kia Sorento I, Ii, Iii: Размеры, Типы, Установка
Класс  Год выпуска ДВС Требования и особенности 
SE* 1972  Аналогичные с классом SD, но защита двигателя лучше.
SF* 1980 Аналогичные с категорией SE, улучшенная защита от износа и окислительная стабильность.
SG* 1988  Аналогичные с категорией SF, улучшенная защита от износа, окисления и образования шлама. 
SH* 1993  Аналогичные с категорией SG, обозначается символом API для подтверждения соответствия уровню SH.
SJ 1996 Аналогичные с категорией SH, защита от окисления при высоких температурах и от забивания катализатора улучшена.
SL 2001 Улучшенные моющие свойства, защита от низкотемпературных отложений и окислений, увеличенный интервал между заменами.
SM 2004 Улучшены общие свойства для максимального расширенного интервала замены, надежная защита от окисления и низкотемпературных отложений.
SN 2010 Повышенная защита от сажи и высокотемпературных отложений на поршнях.

* устаревшие классификации.

А вот спецификация моторных масел API для 2-тактных ДВС: 

Класс  Год выпуска, особенности эксплуатации ДВС Требования и особенности
CD-II 1988, работающие в сложных условиях. Высокая защита от отложений и износа. Отвечает требованиям класса CD
CF-2 1994, работающие в сложных условиях. Усиленная защита от преждевременного износа поршневых колец и цилиндров. 
CE** 1987, требовательные и высоконагруженные  коммерческие ДВС. Усиленная защита от отложений и высокотемпературных отложений, контроль за расходом и окислением.
CF-4** 1991, требовательные коммерческие ДВС. Улучшенная защита против высокого расхода масла и отложений на поршнях.
CF 1994, моторы с непрямым впрыском. Оптимальны для использования в карьерной и строительной технике. Подходят для топлива с высоким содержанием серы. 
CG-4 1995, коммерческие ДВС, работающие под тяжелыми нагрузками. Предназначены для ДВС с содержанием серы в количестве от 0,05 до 0,5%. 
CH-4 1998, моторы под высокими нагрузками и пониженным уровнем выхлопов. Защищают от коррозии, износа, сажи и окисления, обладают высокой устойчивостью к вспениванию и сдвиговой стабильностью. 
CI-4 2002, оборудование на топливе с низким содержанием серы. Увеличивают срок службы мотора и интервалы замены масла в 2 раза. 

** устаревшие классификации.

Действующие классы подходят для большинства дизельных и бензиновых моторов как для новых, так и для старых автомобилей. Новые классы поглощают старые. 

Жидкости классов SM и SN можно использовать в турбированных моторах. Специфический класс масел API CF-2/4 разработан специально для двух- и четырехтактных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях. 

Таблица классификации моторных масел по API включает основные классы жидкостей. Но часто случается так, что на этикетке нет информации о соответствии какому-либо из классов API. В таких случаях масло либо не имеет данного сертификата, либо класс качества устарел. 

Классификация моторных масел по ACEA

Данная классификация представляет собой европейский аналог API и во многом пересекается с ее требованиями. Но требования к ряду параметров у европейских экспертов оказались более строгими. АСЕА учитывает практически все конструктивные особенности ДВС и режимы их эксплуатации в европейских условиях.

Перечень требований обновляется каждые несколько лет в ходе испытаний АСЕА. Последняя редакция 2012 года делит ДВС на несколько категорий:

  • A/B для бензиновых (А) и дизельных (В) моторов;
  • C для дизелей и бензиновых ДВС с высоким экологическим классом, сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами;
  • E для дизельных моторов тяжелого автотранспорта.

Вот как распределены классы и основные параметры в таблице классификации моторных масел по ACEA:

Класс моторного масла Тип двигателя Свойства моторного масла
A1/B1 Бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. Обеспечивают увеличенный интервал для замены и низкий коэффициент трения.
A3/B3 Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. Обеспечивают увеличенный интервал для замены, подходят моторам в тяжелых условиях, всесезонные.
A3/B4 Высокофорсированные бензиновые и дизельные моторы. Гарантируют уменьшение расхода топлива. 
A5/B5 Высоконагруженные бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. Позволяют заменять масло реже даже при интенсивной эксплуатации машины. 
C1 и С2 Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легкового транспорта с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами. Обеспечивают низкий коэффициент трения, помогают экономить топливо, продлевают ресурс сажевых фильтров и катализаторов, могут содержать различные присадки. 
C3 и С4 Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легкового транспорта с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами. Продлевают ресурс катализатора и сажевого фильтра, варьируются по количеству присадок. 
E6 Дизельные ДВС грузового транспорта, работающие в тяжелых условиях, с нейтрализаторами и сажевыми фильтрами. Увеличивают интервал между заменами масла. 
E7 Дизельные ДВС грузового транспорта, работающие в тяжелых условиях, с системами рециркуляции нейтрализаторами, без сажевых фильтров.  Увеличивают интервал между заменами масла.
Е9 Инновационные дизельные ДВС с высокой нагрузкой и жесткими требованиями к экологичности, с сажевыми фильтрами и без.  Увеличивают интервал между заменами масла.

Представленная спецификация моторных масел по API и ACEA отражает базовые требования к этим техническим жидкостям. Но каждый производитель вправе выдвигать дополнительные требования к маслам, которые он рекомендует для своих автомобилей. 

Классификация моторных масел по ILSAC

Эту классификацию предложил Международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов. Система разработана специально для ДВС легковых автомобилей производства США и Японии. ILSAC также осуществляет контрооль за соблюдением действующих норм и сертифицирует масла совместно с API.

У автомасел, сертифицированных по ILSAC, есть ряд отличительных особенностей:

  • позволяют экономить топливо и энергию;
  • стойкие к вспениванию и стабильные к сдвигу;
  • обладают низкой вязкостью и малой испаряемостью;
  • обладают фильтруемостью в условиях низких температур;
  • защищают системы снижения токсичности выхлопных газов. 

В таблице классификации моторных масел по ILSAC представлены пять классов жидкостей, существующих на данный момент:

Класс  Дата утверждения Особенности и плюсы
ILSAC GF-5 22.12.2009 г. Повышают эффективность всех узлов автомобилей, обеспечивают высокую защиту поршней и турбокомпрессоров от отложений, совместимы с уплотнительными материалами, защищают моторы с этанол-содержащим биотопливом, экономят топливо, увеличивают интервал замены масла. 
ILSAC GF-4

Классификация и обозначение моторных масел

Наверное, любой автолюбитель согласится с тем, что залогом долговечной и безотказной работы двигателя является использование качественных моторных масел, характеристики которых в максимальной степени соответствовали бы заданным заводом-производителем параметрам.

Учитывая тот факт, что автомобильные масла работают в широком диапазоне температур и при большом давлении, а также подвергаются воздействию агрессивных сред, к ним предъявляются очень серьезные требования. С целью упорядочения масел и облегчения процедуры их подбора для конкретного типа двигателя был разработан ряд международных стандартов.

В настоящее время ведущие мировые производители используют следующие общепризнанные классификации моторных масел:

  • SAE – Общество автомобильных инженеров;
  • API – Американский институт нефти;
  • ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей.
  • ILSAC – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел.

Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

Классификация моторных масел по SAE

Одним из основных свойств моторных масел является вязкость, которая изменяется в зависимости от температуры. Классификация SAE разделяет все масла в зависимости от их вязкостно-температурных свойств на следующие классы:

  • Зимние – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
  • Летние  – 20, 30, 40, 50, 60;
  • Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, например, 0W-30, 5W-40.
Низкотемпературная вязкость Высокотемпературная вязкость
Вязкость, мм2/с, при 100 °С Минимальная вязкость, мПа*с, при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1
Максимальная вязкость, мПа*с
3.5 (0W-40; 5W-40;10W-40)
3.7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)

Основной характеристикой зимних масел является низкотемпературная вязкость, которая определяется показателями проворачивания и прокачиваемости. Максимальная низкотемпературная вязкость проворачивания измеряется по методу ASTM D5293 на вискозиметре CСS.

  Этот показатель соответствует значениям, при которых обеспечивается требуемая для запуска двигателя частота вращения коленчатого вала. Вязкость прокачиваемости определяется по методу ASTM D4684 на вискозиметре MRV.

Читайте также:  Что Лучше Киа Рио Или Шевроле Лачетти

Температурный предел прокачиваемости определяет минимальную температуру, при которой насос способен подавать масло к деталям двигателя, не допуская сухого трения между ними. Вязкость, обеспечивающая нормальную работу системы смазки, не превышает 60 000 мПа*с.

Для летних масел установлены минимальные и максимальные значения кинематической вязкости при 100 °С, а также показатели минимальной динамической вязкости при температуре 150 °С и скорости сдвига 106 с-1.

Всесезонные масла должны удовлетворять требованиям, которые определены для соответствующих классов зимних и летних масел, входящих в обозначение.

Классификация моторных масел по API

Основными показателями масел в соответствии с классификацией API являются: тип двигателя и режим его работы, эксплуатационные свойства и условия применения, год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:

  • Категория «S» (Service) – масла, предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей;
  • Категория «C» (Commercial) – масла для дизельных двигателей автотранспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.

В обозначение класса масла входят две буквы: первая – категория (S или C), вторая – уровень эксплуатационных свойств.

В настоящее время категория S состоит из 12 классов моторных масел – SA, SB, SC, SD, SE, CF, CG, SH, SJ, SL, SM, SN.

Год введения в действие
Класс масла

В категорию C входит 14 классов — CA, CB, CC, CD, CD-II, SE, CF, CF-4, CF-2, CG-4, CH-4, CI-4, CI-4 Plus, CJ-4.

Год введения в действие
Класс масла

Цифры в обозначениях (например, CF-4, CF-2) дают представление о применимости масел в 2-х или 4-тактных двигателях.

Если моторное масло может использоваться как в бензиновых, так и дизельных двигателях, то обозначение состоит из двух частей. В первой указывается тип двигателя, для которого масло оптимизировано, во второй – еще один допускаемый тип двигателя. Пример обозначения – API SI-4/SL.

Категория S
Масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков. Класс SH предусматривает улучшение показателей класса SG, на смену которому он пришел.
Обеспечивает соответствие требованиям SH, а также вводит дополнительные требования в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и стойкости к образованию отложений при нагреве.
Предусматривает улучшение антиокислительных, энергосберегающих и моющих свойств масел.
Устанавливает еще более жесткие требования к моторным маслам.
Стандарт применяет дополнительные требования к обеспечению энергосберегаемости и износостойкости, а также подразумевает уменьшение износа резино-технических изделий двигателя. Масла класса API SN можно использовать в двигателях, работающих на биотопливе.
Категория С
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях.
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает использование масел при содержании в дизельном топливе серы до 0.5%. Обеспечивает увеличение срока эксплуатации двигателей с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Предъявляются дополнительные требования к противоокислительным свойствам, износостойкости, образованию отложений, вспениванию, деградации уплотнительных материалов, потере вязкости при сдвиге.
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает возможность использования при содержании серы в дизельном топливе до 0.05% по массе. Масла, соответствующие классу CJ-4, особенно эффективно работают в двигателях с сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами нейтрализации отработавших газов. Также они обладают улучшенными антиокислительными свойствами, стабильностью в широком диапазоне температур, стойкостью к образованию отложений.

Классификация моторных масел по ACEA

Классификация ACEA была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей в 1995 году. Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов:

  • A/B – бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
  • C – бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
  • E – тяжелонагруженные дизельные двигатели (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).

В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (в случае, если были обновлены технические требования).

Классификация моторных масел по ГОСТ

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:

  • классы по кинематической вязкости;
  • группы по эксплуатационным свойствам.

По кинематической вязкости ГОСТ 17479.1-85 подразделяет масла на следующие классы:

  • летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • зимние – 3, 4, 5, 6;
  • всесезонные – 3З/8, 4З/6, 4З/8, 4З/10, 5З/10, 5З/12, 5З/14, 6З/10, 6З/14, 6З/16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).

Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85:

Кинематическая вязкость при температуре 100 °С Кинематическая вязкость при температуре -18 °С, мм2/с, не более

По области применения все моторные масла подразделяются на шесть групп – А, Б, В, Г, Д, Е.

Группы моторных масел по эксплуатационным свойствам по ГОСТ 17479.1-85:

Группа масел по эксплуатационным свойствам Рекомендуемая область применения
Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Малофорсированные дизели
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами.

Индекс 1 указывает на то, что масло предназначено для бензиновых двигателей, индекс 2 – для дизелей. Универсальные масла не имеют индекса в обозначении.

  • Пример обозначения моторного масла:
  • M – 4З/8 – В2Г1
  • М – моторное масло, 4З/8 – класс вязкости, В2Г1 – может применяться в среднефорсированных дизелях (В2) и высокофорсированных бензиновых двигателях (Г1).

Классификация моторных масел по ILSAC

Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC) издал пять стандартов моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.

Соответствует требованиям качества классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40, 50, 60
Соответствует требованиям качества по классификации API SJ, к классам GF-1 добавляются дополнительно SAE 0W-20, 5W-20
Соответствует классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также улучшенными показателями испаряемости. Классы ILSAC CF-3 и API SL во многом схожи, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими.
Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с катализаторами отработанных газов.
Соответствует требованиям классификации API SM с более жесткими требованиями к экономии топлива, совместимости с катализаторами, испаряемости, моющим свойствам, стойкости к образованию отложений. Вводятся новые требования по защите систем турбонаддува от образования отложений и совместимости с эластомерами.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *